Вы зашли на сайт учителя начальных классов МБОУ ЛИТ г. Новосибирска

ЗАПОМИНАЛКИ

 

Суффиксы существительных 

Хорошо известно, что:
испанец - человек, а испанка - грипп;
американец - человек, а американка - бильярд;
индеец - человек, а индейка - птица;
кореец - человек, а корейка - еда;
болгарин - человек, а болгарка - инструмент;
финн - человек, а финка - нож;
поляк - человек, а полька - танец;
турок - человек, а турка - посуда;
голландец - человек, а голландка - печка;
венгр - человек, а венгерка - слива;
ленинградец или сочинец - человек, а ленинградка или сочинка - преферанс;
чехи и вьетнамцы - люди, а чешки и вьетнамки - обувь;
китаец - человек, а китайка - яблоко;
молдаванин - человек, а молдаванка - район Одессы.

И только одно исключение:
москвичка - человек, а москвич - ведро с гайками.

 

 

Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

 

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –

Ты ее немедленно ставь под ударение!

***

В городе Бордо,

на улице Бордовой,

закат бАгряный и бАгровый.

***

На вЕранде  вЕтер

На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

 

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.

Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

 

Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.

***

Вопросы, на которые отвечают наречия: где,

когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***

Либо, кое, ка, нибудь, –

То, таки не позабудь

Написать через дефис,

Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

***

Кое, либо, то, нибудь

Черточку-то не забудь,

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.

***

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Инверсия

Слов в предложении порядок неправильный –

Вот что инверсия значит такое.

 

Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

 

Надевать и одевать

Одевать (кого?) Надежду

Надевать (что?) одежду.

 

Названия падежей

 

Иван

Родил

Девчонку,

Велел

Тащить

Пелёнку.

           

Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.

 

Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

***

Интересно:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

***

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

***

До чего ж сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит,

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

 

Носки и чулки

Носки короткие – слово длинное: носков,

Чулки длинные – слово короткое: чулок.

 

Последовательность знаков препинания

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с

Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,

Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,

Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал

И за б(е)дный тот об(е)д

Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

или:

– Степка, хочешь щец?

– Фи!

 

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

 

Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

 

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть –

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

 

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и обидеть,

Гнать, держать, терпеть, вертеть,

А еще дышать, смотреть!

Ударение в словах

 

Разное

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты!

***

ЗвонИт звонарь,

ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***

Ударение в слове щавель:

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,

ПринЯв договОр по годАм,

Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

***

Ударение в слове шарфы:

Как у нашей Марфы

Есть в полоску шАрфы!

***

Я взял муку и взял творОг –

Испек рассыпчатый пирог.

 

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство: 1/2.

На первом месте – одно, на втором – два.

***

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

 

Чередующиеся гласные в корне слова

Собирать, стирать, задира –

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

***

Если после корня — А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):

если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

***

СКАК напишем только так,

СКОЧ без о писать невмочь.

 

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,

Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

 

Занимательная орфография

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,

Ты немедленно ее ставь под ударение.

Например, лиса в лесу как-то заблудилась.

В лес на выручку лисы много лис явилось.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.

Удареньем бесполезно их запомни проверять.

Помнить надо те слова и не путать никогда.

Не ленись в словарь взглянуть –

Это к грамоте твой путь.

Апельсин, арена, здесь

Орфограмма эта есть.

И в конфете притаилась, в пианино закатилась.

В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.

На футболе не зевай, букву т не потеряй.

– Все запомнил?

–Повтори!

Орфограмму заучи.

Проверяемые согласные в корне слова.

“Дуб” ли, “год” ли разберись,

Ответ дать не торопись.

Докажи сначала мне,

Что напишешь ты в конце.

Дуб – дубы, а год – года

Пишем букву д тогда.

Значит просьба – попросить,

А ходьба будет ходить.

– Все понятно?

– Повтори!

Орфограмму заучи.

Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно, и опасно

Букву т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно.

А проверить?

Известить.

Грустно станет – загрустить.

Поздно – значит опоздать;

Здравствуй – здравия желать.

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.

После всех шипящих букв:

После ж и после щ, после ч и после ш.

Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.

Пищать начали щурята: шиповника маловато.

Парашют, жюри, брошюра

Пиши с ю, как имя Юра.

Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья

Пиши Ь всегда.

Объявленье, съемка, въезд

Ъ напишем здесь.

Ъ не обделяй, им приставки отделяй.

В корне пишем – это правило пустяк.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –

То правило просто

Предлоги же раздельно-

Известно всем давно.

По опушке бродит волк

По, понятно вам, предлог.

Прокрадется он в село –

Про – приставка. Повезло.

Но овцу он не унес:

Встретил волка старый пес.

Из – под дома,

Из – за туч –

Черточку не позабудь.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь –

Вперед за дело.

Не забудь о том, что рожь,

Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;

Им подобные слова

Любят Ь всегда.

Но вот луч, и еж, и врач

Иных требуют задач.

Ь здесь не пиши,

Вспомнить правило спеши.

Род мужской не подведем

Ь прибережем.

Мы напишем: “Из – за туч выглянул последний луч.

Помощь вовремя пришла,

Молодежь плясать пошла”.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать

Ь нельзя писать.

Мостик, гвоздик и очки

Ь не пишешь ты.

Но болельщик, вскользь, возьмем

Ь опять вернем

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас

Правило одно:

Не меняем никогда

За-, над-, под-, о-, до -.

Все приставки заучите,

Слова правильно пишите.

Надпись, сделать, посидеть,

Телевизор посмотреть.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из-, ли, ис-, ли, раз- и рас-?

Объясню я вам сейчас.

Напиши, дружок, ты з

Перед б, г, д, в, ж.

Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з.

Извергаться, разжимать, пишем букву з,

Но рассвет, искать, всплакнуть пишем только с.

Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,

В корне а пиши всегда.

Предлагать, предполагать

Должен правило ты знать.

Отложить и изложить

Букву о здесь не забыть.

– Все запомнил?

– Повтори.

Орфограмму заучи

Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Подросла сирень в саду,

Я с растеньем к вам иду.

Корень -рос- влюбился в о,

Ему очень повезло.

Там, где есть -ст- и -щ-,

Пишем только букву а.

Кустик быстро подрастал,

Летом вишенкою стал.

Исключение: росток

Мы напишем через о.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,

Букву ё в корне пиши.

Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,

Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.

Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.

Ты запомни те слова один раз и навсегда.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция

Пишем ия, слаша ыя.

Милиция, полиция, рация, акация.

И с корнями разберись.

Поставить и поторопись.

Цифру дали циркачу,

Цинга не страшна силачу.

Но запомни-ка слова

И не путай никогда.

Цыган с цыганкою дружны.

Стоят на цыпочках с ребенком,

Не смея цыкнуть на цыпленка.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,

С Сашей в школе подружился.

С Ивановым мы друзья,

Не любить его нельзя.

Подарил он мне котенка

Я назвал его Сластёнка.

Все названья рек, морей,

Теплоходов, кораблей,

Городов и островов-

Имя собственное я

Пишу с прописной буквы, друзья.

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.

Родительный, дательный да еще предложный.

Е и И запутались, сложно, но возможно

Разобрать, где Е, где И, вот, пожалуйста, смотри.

У 3-его склонения есть только буква И: вещи, вещи и еще раз о вещи.

Но о море во 2-ом (легче не бывает!).

Страны, стране в стране родной друг мой проживает.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,

Недоволен я грачом.

Букву О писать должны,

Понимаешь это ты?

Но с товарищем моим

Мы за птицей последим.

Принесла та наконец

Букву Е к себе в конец.

Буква О под удареньем,

Буква Е без ударенья.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?

Ранним. Значит, будем мы букву И писать.

В синеве (какой?) душистой пахнет ландыш серебристый

Не ленись вопрос задать, чтобы правильно писать.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.

Прошу: здесь Ь не мучь!

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.

Не, случайно, не обидел?

Не раздельно напиши и соседу подскажи.

Ненавижу, негодую

Здесь без не я жить не буду.

Потому что без нее

Я не стою ничего

 

Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?

У глагола право есть взять все то, что захотеть.

А ведь наша буква Ч любит Ь вообще.

Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь,

Испечь что-то и сберечь, а потом опять прилечь.

Ты рисуешь и поешь, с Ь ты живешь.

У II-ого же лица Ь пиши всегда

-тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.

Коль в вопросе Ь, не забудь о нем, чудак.

Но купается мой брат, кувыркается солдат,

Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?”

Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.

Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.

Что же делает солдат? А отец? А ты? А брат?

Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а,

В корне И пиши тогда.

Расстилала, собирала,

Запирала, отпирала.

А без буквы этой а

Только е пиши всегда.

Расстелила, заперла,

Заблестела, замерла.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключив стелить и брить.

И еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.